Судоходство по реке Ангара
Река Ангара, одна из крупнейших водных артерий Восточной Сибири, имеет долгую и интересную историю судоходства, которая началась еще в XVII веке. На протяжении многих лет река была важным транспортным путем, связывающим различные регионы и обеспечивающим экономическое развитие региона.
Историческое развитие
Регулярное судоходство по Ангаре началось в XVII веке. Река служила единственным надежным путем, связывающим Приангарье с западными районами страны. В 1844 году на Ангаре появился первый пароход, а в 1871 году купец Коковкин основал первую пароходную компанию, которая обеспечивала рейсы от Иркутска до Заярска.
Основные трудности
На первых этапах освоения реки судоходство было затруднено наличием сложных порожистых участков. Самыми известными порогами были Падунский (в районе Братского острога), Пьяный и Шаманский. Для преодоления этих препятствий приходилось использовать специальные приспособления и туеры, которые поднимали баржи с грузом, помогая пароходам успешно проходить опасные участки.
Преодоление препятствий
Одним из значительных достижений стало строительство рельсового пути вдоль берега длиной около 3 км для перевозки парохода “Малыгин” (позже переименованного в “Лейтенант Шмидт”) выше по течению. Этот пароход, заказанный в Англии и доставленный по Северному морскому пути, не смог преодолеть Падунский порог, поэтому был использован этот альтернативный метод.
Современные условия
В конце XIX века Ангара активно использовалась при строительстве Транссибирской магистрали. По её левым притокам к месту прокладки железнодорожного полотна на судах подвозили строительные материалы и рельсы. В 1960-х годах было собрано первое скоростное судно на подводных крыльях “Ракета”, что значительно улучшило условия судоходства.
Важные пристани
На Ангаре располагались крупные пристани, такие как Иркутск, Усолье, Балаганск, Заярск, Николаевский Завод, Громы, Братск, Усть-Кежма, Рыбинское. Эти пункты были важными узлами для частных и казенных пароходов, обеспечивая транспортировку грузов и пассажиров.
Судоходство по реке Ангара имеет долгую и сложную историю, начиная с XVII века и до наших дней. Несмотря на многочисленные трудности, такие как порожистые участки и необходимость строительства обходных путей, река оставалась важным транспортным маршрутом. Современные условия судоходства значительно улучшились благодаря техническим достижениям и инфраструктурным проектам, что продолжает поддерживать экономическое и транспортное значение Ангары.